Программа МГИ подготовки гештальт-терапевтов. Базовый курс ( I-II ступень)

«Каждый человек появляется в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят - это все случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда. И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам.»
Р. Бах

Эти слова отражают смысл гештальт подхода, т.к. жизнь человека находится в его руках.
С помощью гештальт подхода можно побольше узнать о себе, о своих уникальных качествах и использовать этот опыт каждый день, тем самым делая свою жизнь более насыщенной, яркой, качественной.
Гештальт подход – направление психологии, относящееся к гуманистическому мировоззрению. Он предназначен для психически здоровых людей, которые желают открыть в себе новые ресурсы, способности, новое восприятие мира и увидеть то, что мешает этому.
Гештальт применим в любых областях жизни, т.к. открывает креативное отношение к себе и к окружающим: в бизнесе, в личных отношениях, на работе и дома, в партнерских отношениях.
Для психологов, педагогов, психотерапевтов и интересующихся предлагается базовый курс обучения.

Федорус Ирина Васильевна- ведущий тренер МГИ
Клинический  психолог, гештальт-терапевт, супервизор, преподаватель гештальт-терапии,  представитель первого поколения гештальт-терапевтов  в России. Окончила факультет психологии МГУ. Специализировалась в области групповой, семейной  и индивидуальной психологии, а также гештальт-терапии. Прошла полный курс последипломной практической подготовки по гештальт-терапии. Имею сертификат  Франкфуртского Гештальт Института (2- ступень образования), сертификат Французского Гештальт Института (3-я ступень образования). Прошла стажировку в Институте Семейных Отношений (Нью Мексико, США).  Имею сертификат Института Семейных Отношений (Нью Мексико США) по игровой психотерапии и сертификат Института Семейных Отношений (Нью Месксико США) по коррекции супружеских отношений.
Ведет практическое обучения гештальт-терапии (более 15 лет) - авторская мастерская подготовки гештальт-терапевтов, супервизоров и тренеров (преподавателей) гештальт-терапии в рамках программы «Московский Гештальт Институт» Общества Практикующих Психологов «Гештальт-подгод». Веду спецкурсы по работе с большими и малыми группами (более 20 лет). Провожу тренинги психологической подготовки персонала в рамках внутрикорпоративного обучения. Занимаюсь индивидуальной  и групповой психотерапией, персональным консультированием  и тренингами  более  30 лет.
Имею научные публикации, презентации на российских и международных конференциях по психотерапии, опыт публичных выступлений в печати, на радио и телевидении, а также опыт организации и ведения публичных дискуссий.

Ярош Наталия,  психолог,  гештальт-терапевт МГИ, III ступень МГИ.
Закончила Санкт-Петербургский Университет Педагогического Мастерства. Занимаюсь частной практикой с 2004 года, провожу групповую и индивидуальную терапию, занимаюсь  консультированием и коучингом,  веду программы 1-й ступени «Основы гештальт-терапии»,  имею работы-исследования по психологии, принимаю участие  в телевизионных проектах.
Сертификаты МГИ: «Работа с кризисными состояниями», «Гештальт-подход в оргконсультировании», «Групповая терапия в гештальт-подходе».
Сертификат  Московский Институт современных психологических технологий «Введение в основы символдрамы»,
Сертификат Московский Институт психотерапии и клинической психологии
«Работа с утратой. Терминальная психотерапия. Психотерапия в суицидологи».

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ В МГИ БАЗОВЫЙ КУРС
Обучение проводится в виде сесии-трехдневки
Первая ступень – 1,5 года - «Основы гештальт-терапии» - знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Вторая ступень – 2,5 года – «Теория и практика гештальт-терапии» - профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.

Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы..
После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т.о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным.
2 ступень завершается супервизорской сертификационной сессией в группе (т.н. внутренней сертификацией) с приглашением независимого супервизора – тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию. Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия МГИ, состав которой формируется сроком на один год и утверждается профессиональным советом МГИ. Сертификационная комиссия работает с группой, состоящей из участников разных программ, подготовивших материалы к данному сроку. Даты открытой сертификации указаны на сайте МГИ. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т.е. повторная демонстрация работы в другие сроки. В отдельных случаях, в частности при нарушении этических норм, может быть отказано в повторной сертификации.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.

Процедура аккредитации предполагает:
1 – наличие сертификата об окончании программы,
2 – рекомендацию руководителя программы, супервизора и двух терапевтов, которые видели работу и подтверждают ее профессиональный уровень,
3 – описание опыта собственной практики (индивидуальные клиенты, группы, семьи, организации), указание участия в интенсивах (в каких, и в какой роли), в супервизорских и тематических группах, в конференциях, проведение мастерских, выступления, статьи и т.д.
4 – заявление в общественную организацию общества практикующих психологов «гештальт-подход» или в региональное предствительство общества для аккредитации в профессиональном сообществе как терапевта.

Третья ступень – 360 часов – ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программы 3 ступени существуют в МГИ в настоящий момент в стандартном варианте. Их описанию будет посвящен отдельный выпуск бюллютеня. Существуют также авторские супервизорские программы совершенствования в гештальт-терапии.


ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ
Базовый курс
Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле – организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).
2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.
3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
7. Кризис и травма.
8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
10. Принципы и приложения этики .

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.
Программа включает 20 сессий – 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Теоретическая подготовка – 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,
- 14 тематических сессий – 420 часов
- специализация или спецкурс по выбору – 120-180 часов
(при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)
- лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании ( психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для врачей) – 60 часов
- теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) -100-150 часов.
2. Личная терапия – 240 часов, включает минимум 60 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 60 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах – 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе – 100 часов.
3. Супервизия – 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения – с приглашенным внешним супервизором).
4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах – «тройках». Из них 50 часов – практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.
5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике – описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.
6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.
7. Участие минимум в двух интенсивах (желательно в трех), в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в одной, желательно, в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т.д.
8. Рекомендация руководителя программы
9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

Группа проводится в Киеве и, по желанию, в любом другом городе Украины или России. Для организатора обучение бесплатно.

Для того, что бы стать зарегистрированным участником в группе «Основы гештальт-терапии» I ступень, необходимо заранее внести 20% от полной стоимости сессии трех-дневки.

Запись в Киеве по телефону: 050-889-08-46, Наталия , 093-870-44-43 (Ольга)
или пишите нам на e-mail n.yarosh @ gestalt.in.ua